|
Литературный Конкурс
При поддержке:
Издательства "ЭКСМО"
Конгресса фантастов России "Странник"
Литературного портала "Цитадель Олмера"
Петербуржской интернет-газеты "Фонтанка.ру"
Устроители конкурса принимают предложенную издательством ЭКСМО схему, а именно:
|
Конкурс проводится регулярно, в один или два этапа (в зависимости от «урожайности» первого тура). |
|
По итогам конкурса выпускается сборник, составленный из произведений устроителей и отобранных издательством работ конкурсантов. |
|
При формировании сборника решающее слово остается за издательством. |
|
Тема тура, дающая название сборнику, будет каждый раз меняться, оставаясь при этом в рамках изначально избранной линии. |
В 2009 - начале 2010 г. Учредители конкурса предлагают две темы.
Главная тема от Ника Перумова: «РЕВАНШ»
Читать далее...
В майском номере "Мира фантастики" вышла моя заметка (раздел "Трибуна"), как раз о необходимости фантастики Реванша. Русская литература последних двух десятилетий за малым исключением занималась почти исключительно самобичеванием, да таким, что всяким маркизам Кюстинам и иже с ним только и осталось бы, что почтительно снять перед этими творцами шляпу. И тут не только пресловутый "серый миф", знаменитое "акулов не бывает", здесь иное -- принципиальное отрицание литературы нашей победы. "9-я рота" - это ведь ничто иное, как фантастика, альтернативная история, да ещё и превратившая самую натуральную победу в поражение и разгром. Я ещё могу понять финнов, тужащихся представить свои поражения в Зимней войне и в Великой Отечественной за некую "победу", ибо "Финляндия сохранила независимость" (на которую, впрочем, как раз не покушались), но когда этим занимаются наши?...
Впрочем, я уклонился в сторону. Итак, Реванш. Страшное слово, правда? "Реваншисты", "вечно вчерашние" из замшелой пропаганды прошлого... Но нам сейчас нужен новый Реванш. Пресловутое "вставание с колен" начинается с уважения к себе, своему делу и своей истории. В рамках данной темы как раз и хотелось бы увидеть -- конкретно! -- в самых разных ситуациях, как происходит реванш. Какова его цена. Когда он оправдан. Два десятилетия "прорабы перестройки" и их "драбанты" внушали и внушают нам "как хорошо, что нас победили" (в широком смысле слова): что распался СССР, что больше нет "ужасного коммунизма".
Но, как известно, "целили в коммунизм -- попали в Россию". Сейчас нам нужен Реванш, не только противостояние серому мифу (это, как ни крути, оборона!) -- но и наступление. А наступление -- это Реванш.
Я не боюсь обвинений в политической ангажированности, ура-патриотизме, национализме и, разумеется, в антисемитизме (куда ж без него). Тема полемически заострена, "I will speak daggers" (c) Шекспир, но это не значит, что она привязана в реалиям сегодняшнего дня. Не побоюсь этого слова, космических, цивилизацилионных масштабов катастрофа, постигшая Россию сперва в октябре 17-го, а затем и в августе 91-го, требует осмысления на самых разные уровнях -- и "стран, народов", и отдельных личностей. Обстоятельства могут быть самые различные.
Дерзайте!
Ник Перумов
Вторая тема, предложенная Верой Камшой: «ЧИСТЫМ ВЗГЛЯДОМ»
Читать далее...
Фраза "все мы вышли из гоголевской шинели" широко известна.
До такой степени известна, что на ее базе сотворили другую, о современной русской фантастике,
дескать, вся она вышла из шинели Стругацких. С последним кто согласен, кто - нет (я лично нет и
готова доказать, что по крайней мере я оттуда не выходила), но тут все не так печально, как с
первичным утверждением.
Фраза сия "употребляется для характеристики гуманистических
традиций классической русской литературы" и таки некоторые традиции и тенденции характеризует.
Приписываемая Достоевскому, она принадлежит Федору Михайловичу не больше, чем фраза
"Нет человека, нет проблем" - Иосифу Виссарионовичу. Как доказал советский литературовед С.А.Рейсер,
шинельный афоризм вошел в оборот после выхода в России книги французского критика Эжена Вогюэ
"Современные русские писатели. Толстой - Тургенев - Достоевский" (М., 1887). Во французском тексте
говорится, что так "сказал один писатель". То ли существовавший, то ли придуманный Вогюэ для
вящей убедительности.
Но это только цветочки. Ягодки в том, что "Шинель", из которой мы все
якобы вышли, является искаженным, и грязно искаженным отражением реального случая.
П.В. Анненков вспоминает: "Однажды при Гоголе рассказан был
канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной
экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку
хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по
Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился, по его
собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, когда, как взглянув
на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он
где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель
и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии
и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда
вспомнить без смертельной бледности на лице".
Вот такая вот "гуманистическая традиция классической русской
литературы". Превратить историю о дружбе и сочувствии, которые человека буквально из гроба
подняли, в историю о беспросветной беспомощности и одиночестве, которые человека в этот гроб
загнали. И ведь пропала не вещь, без которой не прожить, а, как сейчас говорят, предмет роскоши.
Только не сказали сослуживцы: "Да что такое ружье, баловство одно, перебьется". Им было достаточно,
что коллега кровью харкал, чтобы его честно заработать, и от потери этого ружья помирать начал.
Добрые люди, настоящие товарищи. Но "гуманистическим традициям" такое без надобности, особенно,
если можно намеком пнуть власти.
В тексте первого собрания сочинения Гоголя, которое он сам редактировал,
было: "значительное лицо сошел с лестницы, стал в сани и сказал кучеру: "К Каролине Ивановне". Стоя в
санях, как объясняет в том числе и Анна Ахматова, в Петербурге ездил только А.Х. Бенкендорф. Шеф III
отделения и злобный николаевский сатрап, он же герой 1812 года, которого Пушкин в письме Вяземскому
охарактеризовал следующим образом: "честный и достойный человек, слишком беспечный для того, чтобы
быть злопамятным, и слишком благородный, чтобы стараться повредить".
Вот ведь как бывает. Написал гениальный человек несправедливую и лживую
вещь, походя оклеветав по-настоящему хороших людей, потом заезжий критик, разбирая уже не жизнь нашу,
но литературу, написал книгу, затем выдернули из книги цитату, вложили в уста известного человека и
стало оно вроде как истиной в конечной инстанции. Хотя Достоевский ничего подобного не говорил, и
выходить нам неоткуда по причине отсутствия собственно шинели. Если плясать от первоисточника, от
того, что было на САМОМ деле, "вышли" мы из пусть и не райской жизни, но жизни, в которой, как бы
ни портил ее квартирный (и не только) вопрос, милосердие стучалось в сердца. И ему отворяли. Из жизни,
где кроме дворов-колодцев и ноябрьской серости есть Стрелка Васильевского острова, кипенье сирени на
Марсовом поле и белые ночи. Где есть место и дурному, и хорошему.
Участникам предлагается, отбросив эту самую серую шинель и взяв
лепажевское ружье, подумать над темой "Чистым взглядом".
Тема эта логически продолжает и развивает тему "Нелишние люди"
и при этом является подтемой к заданной Николаем Даниловичем теме реванша. "Повторной борьбой,
начатой побежденной стороной с целью взять верх над прежним победителем" может быть и борьба с
литературной традицией, с направлением, в котором на мир смотрят сквозь грязно-серое стекло, все
дурное, болезненное, жалкое подбирается и выпячивается, все достойное, сильное, здоровое либо не
замечается, либо перевирается.
Специально для любителей передергивать и делать вид, что они не поняли.
Какие очки ни возьми - черные, серые или розовые, все одинаково плохо, потому что мир - цветной.
Устроители против того, чтобы спасенный хозяин ружья в итоге оказался Тургеневым и написал "Записки
охотника". И превращать сбор двухсот рублей в героический подвиг с продажей собственных шинелей и
любимых жениных канареек тоже не надо. И делать из петербургской канцелярии аллею героев тоже не стоит.
Не надо перекрашивать серый в розовый, надо просто смыть серую краску. Пусть все будет таким, каким
оно являлось, является или будет являться. В любой эпохе и любом мире. Собственном. Чужом. Реальном.
Выдуманном. Первичном. Вторичном.
С настоящим мы все знакомы, с прошлым можем познакомиться, а вот будущее,
альтернативные и вымышленные миры добираются до нас потому, что кто-то их видит и рассказывает о них.
В деле с Акакием Акакиевичем (Макбетом, Стенькой Разиным, Ричардом Третьим, Бенкендорфом, 9 ротой)
дотошный человек может докопаться до первоисточника и узнать, что не шинель, а ружье. Что потерял
чиновник его сам, что сослуживцы вовсе не бросили его одного, а, наоборот, спасли, и что, хотя быт,
в котором нужно нечеловечески надрываться, чтобы накопить на ружье, вещь нерадостная, но все же не
такая беспросветная, какой она стала в литературе. А в фантастике дотошный читатель такого сделать
не может. Автор - последняя инстанция. Посмотрел он серым или того хуже черным взглядом на мир - и
пропала история. Что остается делать? Только вставлять в общее окно свои чистые стекла, и побольше.
Что, собственно, и предлагается сделать.
Общие Положения "Наше Дело Правое" - 2009
Дополнительные правила Конкурса 2009
Технические требования 2009
Куда присылать работы?
Работы, присланные на конкурс
Обсуждение
Архивы конкурсов 2006/2007 г., 2008/2009 г.
Конкурс НДП 2009г. Результаты голосования и топы устроителей.
Сборник «Наше Дело Правое»
Сборник «Наше Дело Правое» 2009 - новости
Новости формирования сборника НДП – 3 «Реванш» + «Чистым взглядом»
| |