Официальный сайт Веры Камши
Официальный сайт Веры Камши
Автопортрет и не только Вторая древнейшая Книги, читатели, критика Заразился сам, зарази товарища Клуб Форум Конкурс на сайте
     
 

Наше Дело Правое-2
«Герои на все времена»

Рецензии на сборник

Родент:

Смысловое ударение в лозунге «Наше дело правое» можно поставить в трех разных местах. Чаще всего оно оказывается на «нашем» и «правом». Второй сборник конкурса интересен тем, что в его названии неслышное ударение стоит на слове «дело».

Персонажи рассказов и повестей сборника, будь они полководцами, саперами, дворниками, домовыми, драконами, рыцарями, ангелами или историческими зданиями, в первую очередь... заняты. Они работают. И вовсе не обязательно занимаются спасением дома и мира, хотя это тоже, увы, случается. Впрочем, если вовремя убрать мусор, сварить суп, передать сообщение, помочь соседу, записать историю или придумавшуюся песенку, сохранить память, построить дом, защитить обижаемого, просто честно сделать свою работу – может быть мир в этой точке и не надо будет спасать? Или проще будет спасти? Или, если уж случилось самое худшее, из руин что-то все же встанет?

А кроме этого, и вообще-то это главное, в сборнике – полным-полна коробушка замечательных историй. Про то, что ночью к человеку на изломе может явиться не только совесть, но и разум. Про домовых, хранящих сокровища, которые вообще-то... но тссс. Про то, что опасно воевать с историей – и втрое опасней к ней примазываться, костей не соберешь. Про ангелов-хранителей и их специализации. Про чудеса науки – и чудеса здравого смысла. Про камни, которые заменяют людей, и людей, которые держат камни. Про то, как трудно завести жену, если уже завел тещу, особенно, если делаешь это посреди очень старой войны.

В общем, рассказы занимаются своим делом – они рассказывают.

Маркиз:

В сборнике «Наше Дело Правое. Герои на все времена» есть замечательная повесть одного из организаторов конкурса, давшего и старт, и имя книге. Это повесть Веры Камши, которая называется «Стурнийские мозаики».  Так вот, этот сборник и есть мозаика. Присмотрись повнимательней – и общая картина постепенно разложится на множество кусочков, разных, можно найти на любой цвет и вкус. Самостоятельных, но тем не менее связанных в единое целое. Судьбы людей, объединенных служением не сиюминутному, а тому, что имеет много большую ценность.

Один из ярких кусочков этой мозаики – рассказ Ольги Власовой «Твоё Эльдорадо».  Плещутся волны, серебрятся, играют и завораживают. Они поют о дальних дорогах и мирах, еще не знавших ноги человека. Они поют о путях, ведущих за горизонт непознанного, и мягко вторит песне волн отразившаяся в водах звезда. Звезда моряков и путешественников, лишающая увидевших ее сияние навсегда покоя. Шепчут волны, качается звезда, убаюкивая город. В этом городе, как и во многих других, любят деньги и славу, и если и делают что-нибудь, то лишь ведущее к собственной выгоде. Здесь вряд ли услышат песни звезды, а если и услышат – вряд ли поверят. Но далекие края существуют. Они ждут и нетерпеливо зовут к себе способных внимать голосу мечты. И ты вынужден говорить на понятном людям языке, одевая в привычные им одежды яркокрылую мечту. И разве ты виноват, что самым ценным вы считаете разное, называя сокровищем совсем иное? Твоё золото – это новые края, поросшие зеленью и кишащие голосистыми птицами острова, где простые, непривычно открытые люди яркостью одеяний спорят с цветами. Ты посулил золото – самое дорогое и ценное для тебя, золото мечты. Мечты, зовущей в неведомые дали. Ты готов был заплатить любую цену, но  в сердце той, привыкшей распоряжаться чужими судьбами, звучала едва слышная песня звезды и шепот волн. И разве понимание этого не стало для тебя высшей наградой?

Твистресс:

Сначала – о сборнике в целом.

Не секрет, что идеей сборника была совместная работа признанных и любимых публикой писателей и начинающих авторов.  И лично мне импонирует то, что работа эта не велась в рамках «повышения профессиональной квалификации». Вернее, велась не только и не столько в этих рамках. Основной задачей, объединившей тексты очень и очень разных по стилю, темпераменту, жизненному опыту и мировоззрению людей, было раскрытие темы героического, достойного и мужественного поведения человека (а иногда, скажу забегая вперед, и вовсе НЕ человека) в обстоятельствах, которые от начала времен считались «обстоятельствами непреодолимой силы».

И вот эта задача: показать, что нет и не может быть силы, которую не преодолело бы стремление к правде, справедливости, счастью многих, достойной жизни, смерти и посмертию, если к этому стремится настоящий человек, герой (не побоимся этого слова, которое в контексте сборника звучит очень органично).

Несмотря на то, что в сборнике представлены и юмористические, и лирические, и философские, и даже детективные произведения,  идея о «нелишнести» конкретной личности, о том, что «единица» - это и воин, и санитарка, и культпросветработник, если надо, а вовсе не безгласное и бесправно-безответственное  существо, у которого нет и не может быть внятной цели существования и собственного лица, их объединяет. Герои рассказов «Ангел-хранитель», «Сказ о коте Митрофане», «Паромщик» и «42-я» - очень и очень разные. Но они похожи небезразличием к судьбе близких людей и к судьбам родного мира, готовностью делать всё возможное для изменения кажущейся им несправедливой ситуации, интересом к жизни и внутренней свободой, из которой вырастают и смелость, и сила, и красота, и талант.

Чуть подробнее хочется сказать об особенно понравившихся произведениях сборника.

Думаю, никого не оставит равнодушным венок повестей Веры Камши «Стурнийские мозаики». На этот раз автор предлагает своим читателям погрузиться в сложный мир взаимоотношений персонажей, ассоциирующихся с героями легенд и сказаний античности. Несмотря на по-современному сложный сюжет, построенный на хитросплетении личных, государственных, исторических и культурных мотивов и традиций, а также на разновременности событий, описываемых в повестях, Вере Викторовне удалось передать дух античной простоты и истинно античного достоинства,  сплавить воедино в тексте своих повестей бытовые, психологические и социокультурные  детали, превращающие  интересную историю  из «абстрактно-героической» в близкую и понятную читателю драму, за перипетиями которой невозможно следить отстраненно и хладнокровно.

«Сказание о сестре Софии и падении Константинополя» Вука Задунайского – пронзительно-лиричная, где-то даже трагическая - но очень светлая история. Вполне известные события истории показаны автором с точки зрения их непосредственных участников, тех, кто не побоялся взять на себя ответственность за судьбу родного города и народа. Мне кажется, тем не менее, что  интереснее всего в рассказе фон, на котором разворачиваются события: богатый, мистико-фантастический, пряный и одновременно свежий, как морской воздух, он дает нагрузку на все органы читательских чувств. Мы и дышим с героями в унисон, и слышим их ушами, и видим те же сцены пиров, войны и молитв, что они. Прекрасен финал рассказа: он заставляет нас отвлечься от непосредственно исторических событий и посмотреть на себя нынешних глазами далеких предков, попытаться оценить то, что происходит сегодня, с точки зрения исторической перспективы.

«Всякой твари земной» Марии Широковой - рассказ, который покоряет добротой и свежестью. Можно сколько угодно говорить о терпимости и толерантности, но до тех пор, пока в нашей жизни есть понятие «притерпеться» - будет оставаться и метка «чужого», «чуждого». А ведь далеко не всегда те, кто кажутся чужими, - не такие, как мы. За казалось бы чуждой, непривычной внешностью и повадками вполне может скрываться совершенно родной, компанейский и свойский характер, надо только уметь и хотеть смотреть повнимательнее и видеть чуть дальше «вывески». Простые на первый взгляд постулаты: относись к ближнему своему так же, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе, помогай нуждающемуся в помощи, старайся понять тех, кто нуждается в твоем внимании и понимании, не жалей доброго слова и улыбки… Именно такое поведение и делает героев рассказа настоящими героями, теми самыми «героями на все времена», которым посвящен этот сборник.

 

 
 
Iacaa
 
Официальный сайт Веры Камши © 2002-2012