|
Эта статья написана девушкой, погибшей несколько лет назад. Настя
заинтересовалась журналистикой, у нее был несомненный талант, и я, как могла,
пыталась ей помочь. Статья о лошадях была одной из первых. Она была почти
готова, когда я узнала, что Настя погибла. Погибла трагически, невероятно,
невозможно... Эта девушка любила жизнь и спешила жить так, как будто бы
догадывалась, что судьба отпустила ей всего двадцать два года. Почему люди
уходят так страшно и не вовремя? Почему жизнь бывает чудовищно несправедлива? На
эти вопросы так никто, наверное, и не ответит.
Больно думать, что Насти никогда с нами не будет. И все же пусть эта страница
будет не о смерти, а о жизни. О красоте, о любви, о том, что жить все-таки
стоит.
Анастасия Арцишевская.
"ПУСТЬ СТУЧАТ КОПЫТА ДРОБЬЮ ПО МОСТОВОЙ..."
Всего лишь несколько десятков лет назад славный город Санкт-Петербург был
наполнен не гулом автомобильных двигателей, а звонким цокотом лошадиных копыт.
К началу века в столица Российской империи насчитывалось до 10 тысяч личных
коней и саней. Забавно, что извозчики ( неотъемлемая частичка городской жизни
того времени) имели схожие нравы с современными автомобилистами. Существовала
даже категория "лихачей" - любителей быстрой езды на породистых лошадях в
красивых экипажах. В то время и появились первые ограничения скорости: по улицам
"ездить смирно и на конях не скакать". Смирно - значит не быстрее 12 верст в
час.
Остались кони на улицах старого Петербурга и в век тотального увлечения
техникой. Правда, долгое время они были ... бронзовыми и мраморными. Медный
всадник, памятники Николаю Первому и Александру украшают бывшую столицу на
протяжении
многих лет. Всего у нас 27 конных статуй, 11 из них - творения знаменитого Петра
Карловича Клодта. Шестерка коней на Нарвских воротах, один, грациозно застывший
на двух (!) точках опоры над Исаакиевской площадью и Аничков мост - вот наследие
великого мастера. Именно они долгое время напоминали жителям великого города о
многодетней дружюе, связавшей человека с лошадью. А как представляет себе
человек, далекий от коневодства или конного спорта, лошадь? Обычно, это немного
абстрактный образ, ну, например:
Несется конь быстрее лани,
Храпит и рвется, будто к брани;
То вдруг осадит на скаку,
Прислушается к ветерку,
Широко ноздри раздувая;
То, разом в землю ударяя
Шипами звонкими копыт
Взмахнув растрепанною гривой,
Вперед без памяти летит.
Всерьез же представить себя скачущим на поджаром скакуне с развевающейся гривой,
способен далеко не каждый. Но... Если кто-то влюбился в лошадей, то это -
навсегда. Это страсть, болезнь, которую невозможно излечить. Даже если сама по
себе верховая езда не увлекает, вряд ли найдется хоть кто-то, не признающий
красоту и элегантность лошади - одного из самых красивых животныхна земле. Они
уже столько лет вместе, человек и конь. Около 6 тысяч лет назад в разных местах
Евразии были одомашнены первые лошади. Первоначальным их предназначением были
война и помощь в хозяйстве (кстати вспомним добром лошадей, участвовавших в
строительстве Петербурга), но постепенно коневодство обособлялось, превращаясь в
самостоятельную отрасль. Кони имели исключительную ценность, и долгое время
владеть ими могли лишь наиболее влиятельные особы. Знаете ли вы, что по
законодательству Ярослава Мудрого в 11 веке виновный в убийстве чужого коня
должен был уплатить пеню в казну в 12 гривен и 1 гривну потерпевшему, а за
убийство свободного крестьянина ( смерда)- пеня составляла всего лишь 3 гривны?!
А рассказанная Лермонтовым история о мальчишке Азамате, в обмен на
приглянувшуюся ему лошадь отдавшем сестру?! Это уже девятнадцатый век!
Разумеется за минувшие столетия внешний вид лошади заметно изменился. Невысокого
роста ( около 135 см), сильные, тучные и медлительные, а именно таким был идеал
верхового коня не одно десятилетие, превращались в рослых, легконогих,
стремительных красавцев. Способность быстро передвигаться и выносливость стали
необходимым требованием для хорошей лошади.
К концу прошлого века стал активно развиваться конный спорт, в основу которого
легли - старинные традиции конных состязаний и игр. Многие наверняка слышали о
джигитовке, зародившейся у народов Кавказа и Средней Азии и "взятой на
вооружение" русскими казаками. Это необычайно захватывающее зрелище. Всадник на
передвигающейся разными аллюрами (шагом, рысью или галопом) лошади встает,
прыгает на землю и обратно в седло, поднимает различные предметы. Если же
говорить о классических видах конного спорта, то к ним относят выездку, конкур
(преодоление препятствий различной высоты) и троеборье. Выездка - езда в
прямоугольном манеже по специальной программе, когда всадник демонстрирует как
естественные движения лошади ( шаг, рысь, галоп, остановки, повороты, движение
по кругу), так и более сложные упражнения ( перемены ног на галопе, пируэты,
пассажи, пиаффе). Троеборье состоит из выездки, полевых испытаний и преодоления
препятствий. Это наиболее трудный вид соревнований, и для всадника и для лошади.
Несколько особняком стоит стипль-чез, то есть скачки по замкнутому кругу в
три-семь километров с невысокими, но трудными препятствиями. Родина стипль-чеза
- Англия, где находится самый трудный стипль-чез мира - Большой (Ливерпульский)
национальный.
Впрочем возвратимся в Петербург. Именно наш город стал центром развития конного
спорта в России. Здесь находились десятки манежей, несколько ипподромов,
проводились первые состязания конников. Очень известным был ипподром в Красном
селе, где разыгрывается одна из ключевых сцен "Анны Карениной". Огромную роль
сыграла и Петербургская офицерская кавалерийская школа, в которой учился генерал
А.А. Брусилов, впоследствии ее возглавивший. Долгое время в этой школе работал
знаменитый англичанин Д. Филлис - один из основателей выездки и школы верховой
езды. Его методика обучения лошади используется до сих пор.
В Петербурге сейчас много конюшен, от маленьких, где частные владельцы держат
3-4 лошади, до крупных конноспортивных школ и прокатов. К сожалению, многие из
них имеют далеко не лучший уровень не только обучения, но и содержания лошадей.
Не хватает средств, умения, а иногда и просто трудолюбия. Больно и неприятно
смотреть на плохо вычещенных лошадей с выступающими ребрами, грустно рысящих по
городским улицам. Сегодня конный спорт переживает не лучшие свои времена. Ведь
лошадь - живое существо, требующее заботы. Вырастить хорошую лошадь, а тем более
- хорошую спортивную, очень сложно. Надо обеспечить нормальные условия: большие
левады для выгула кобылы с жеребенком, удобные денники, тренинг молодняка зимой.
Очень важно правильно кормить лошадь: не только овес и сено, но и свежая трава
весной и летом, комбикорма, витамины, минеральные добавки, морковь осенью и
зимой.
Профессиональный спорт - дело всей жизни. Как и в любом другом спорте, здесь
есть свои правила и законы, порой довольно жестокие. Но вот на любительском
уровне... В конноспортивных прокатах нет недостатка в желающих заниматься. Ездят
верхом и дети, и взрослые, даже те, кому за 60. Было бы желание и любовь к
лошади. Бояться нечего, все когда-нибудь начинали, и, если вы попали в
нормальную школу или прокат, никто не бросит вас, не объяснив основ управления
лошадью. Если же вы оставлены в гордом одиночестве посредине манежа на коне,
который стоит в течении 15 минут не двигаясь ни в какую сторону - поищите другое
место ради собственной безопасности.
В нормальных конюшнях новички должны пройти обязательный инструктаж и
элементарную технику безопасности. Первое время им дают наиболее спокойных
лошадей, оставляя удовольствие от родео тем, кто более или менее уже сидит в
седле. Обязательно учат чистить и седлать лошадь - любишь кататься, как
известно, люби и саночки возить. Постепенно вы будете узнавать больше и больше.
Очень много значит практика - чем чаще вы ездите, тем выше результаты. Одно из
любимейших удовольствий каждого конника - езда в полях (лесах, холмах и т. п.).
Прогулка на коне по почти сказочному зимнему лесу или скачки по покрытому
зеленым ковром травы лугу - в этом есть нечто фантастическое. Правда, для того,
чтобы подобные мероприятия приносили исключительно радость, необходимо хорошо
держаться в седле и уметь управлять лошадью.
Конный спорт хорош тем, что по силам каждому, кто готов серьезно заниматься.
Пусть не сразу, по прошествии времени, но результаты все равно появятся, а
усилия окажутся не напрасными. Как все-таки прекрасно, что и в нашу эпоху
поездов и скоростных автострад множество людей не мыслят свою жизнь без коня, не
случайно являющегося символом благородства, красоты и вдохновенья.
| |